Доклад на семинаре диркторов школ Ибресинского р-на (16.11.2012 г.)

 
«Развитие лингвистических и коммуникативных компетенций младших школьников как фактор успешного формирования орфографических умений в образовательных учреждениях с родным (нерусским языком обучения (тюркская группа)».
В данном эксперименте, проводимом министерством образования Чувашской Республики, участвуют 19 школ:
- из Аликовского района - 6 школ
- из Батыревского района - 1 школа
- из Ибресинского района – 1 школа
- из Канашского района – 2 школы
- из Козловского района – 1 школа
- из Красноармейского района - 1школа
- из Марпосадского района – 2 школы
- из Моргаушского района - 1школа
- из Яльчикского района – 2 школы
- из Янтиковского района – 2 школы.
Целью эксперимента является изучение готовности первоклассника к успешному усвоению языкового материала и навыков чтения.
Для определения уровня готовности были выполнены следующие задания:
- изучение слуховой дифференциации;
- определение количества слогов в словах;
- определение количества слов в предложении;
- изменение существительных по числам;
- выявление особенностей анализа длины слова;
- особенности звукового анализа слова;
- задание на проверку техники чтения;
- понимание читаемого;
- определение последовательности событий.
Обязательным условием проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику.
Мониторинговые работы в рамках республиканского эксперимента были проведены по следующему графику:
1. Входное диагностирование (сентябрь-октябрь);
Было проведено учителем по следующим высланным заданиям:
- выявление умения передавать форму;
- выявление умения ориентироваться на плоскости;
- выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания;
- выявление интуитивных топологических представлений, понимание терминов «внутри, вне»;
- выявление умения сравнивать множества по числу элементов;
- выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым проведена классификация;
- проверить состояние фонематического слуха;
- выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
2. Наблюдение над психологической готовностью ребёнка (сентябрь-октябрь);
Проводит учитель по 11 направлениям, с каждым ребёнком индивидуально.
3. Сведения от родителей о своём ребёнке (сентябрь);
Анкета заполняется родителями по 12 направлениям.
4. Говорение по изученным в соответствии с программой темам (январь);
Индивидуальный опрос учащихся учителем по 10-12 изученным темам.
5. Изучение формирования навыков списывания и чтения (май);
Проводит учитель.
6. Подведение научным руководителем итогов мониторинга за учебный год (июнь).
Диагностическая работа проводилась с учащимися первых классов строго на родном языке.
По результатам мониторинга готовности первоклассника к школе можно сделать следующие выводы:
- Первоклассники нашей школы набрали средний балл – 10, 69 баллов, что составляет 44, 54%. Это означает, что к успешному усвоению языкового материала и навыков чтения были готовы меньше половины первоклассников. Это один из самых худших результатов по республике. Поэтому, по рекомендации научного руководителя Алевтины Васильевны Рыбаковой, в период обучения грамоте особое внимание уделила на деление на слоги путём скандирования (как удобно звать). При этом все слоги остаются открытыми. Слог может закрываться только сонорным звуком: ка-ран-даш, ру-чка, те-традь.
- Хороший результат по определению последовательности событий и по выявлению особенностей.
- Радует то, что по пониманию читаемого у нас самый высокий результат - 81%.
Спасибо за внимание!