Режим дня в жизни школьника

Режим дня в жизни школьника
Родительское собрание во 2 классе
Подготовила: Акчурина Зоя Алексеевна, учитель  начальных классов
 
Задачи собрания:
1.   Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
2.   Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар-практикум.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование учащихся класса.
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь её один или вместе с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?
- В котором часу ты идешь спать?
2. Анкетирование родителей учащихся класса.
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливание собственного ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
3. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.
Памятка для родителей №1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.              
Уважаемые родители!  Помните!
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
·       Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
·       Включать веселую и ритмичную музыку.
·       Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
·       Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
·       Выполнять зарядку в течение 10  минут.
·       Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
·       Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
·       Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка №2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.
·       Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
·       Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
·       Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
·       Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
·       После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
·       Если ваш ребенок  малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
·       Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
·       Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
4.   Упражнения при подготовке домашних заданий
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:
·       Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
·       Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
·       Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
·       Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
·       Исходное положение – сидя,  руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
·       «Рисование картины». Найти в  комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.
Вопросы для обсуждения на родительском собрании.
- Здоровье ребенка и школьные нагрузки.
- Особенности рационально организованного режима дня.
- Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
 
Ход собрания
1)   Вступительное слово классного руководителя
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
2) Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.
3) Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.
НЕЛЬЗЯ:
·       Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
·       Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
·       Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
·       Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
·       Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
·       Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
·       Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
·       Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
·       Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
·       Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
·       Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
·       Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
·       Ругать ребенка перед сном;
·       Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
·       Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
·       Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
4) Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.
5) Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.
6) Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.